Роль юзабилити-специалиста и асессоров во время анализа сайта
Больше 60% владельцев сайтов во время составления технического задания на разработку дизайна сайта слабо представляют как в конечном итоге должен выглядеть его сайт, а ТЗ содержит фразы наподобие: «Мне нужен качественный интернет-магазин…» или «Я хочу, чтобы сайт продавал».
Грамотный дизайнер задаст вопрос о том, какие сайты нравятся, и попросит выделить основных конкурентов, что позволит понять чего же хочет клиент. После того, как сайт полностью закончен, заказчик просит внести правки. Заказчики, в основном, упрямы и всегда правы: только они знают как сделать сайт, который будет продавать.
Но вот незадача, недостаток опыта и иногда неудачные дизайнерские решения приводят к тому, что сайтом пользоваться удобно только ограниченному кругу лиц.
Рассмотрим один интересный метод, который поможет решить проблемы с сайтом, ответит на вопрос что же мешает пользователям, что их отвлекает и заставляет закрыть сайт, так и не совершив полезного действия (покупка товара/регистрация).
Речь пойдет об асессорах, юзабилити-экспертах и их роли во время разработки сайта.
Асессор — это пользователь, который имитирует реального посетителя, клиента на вашем сайте: тестирует дизайн сайта, проверяет удобство пользования, оценивает преимущества и недостатки.
Мнение даже одного такого человека еще до запуска интернет-магазина, позволит оценить свой сайт со стороны.
- Идеальный вариант — подключить к проекту асессоров и юзабилити-специалиста одновременно для лучшего взаимодействия.
- Следует подключать юзабилити-специалиста и асессоров к проекту независимо от стадии развития, но лучше на начальном этапе, что позволит избежать многих ошибок.
- Юзабилити-специалист без асессоров сможет решить множество проблем на основе статистических данных: карта кликов, карта скроллинга, аналитика форм и трекинг действий пользователей (например, «Вебвизор» от Яндекса).
- Использовать асессоров без юзабилити-специалиста можно, но эффективность такого тестирования сомнительна, и большинство задач придется решать дизайнеру или владельцу сайта.Иногда мнения асессоров не стоит учитывать, так как это потенциально может привести к развитию в неправильном направлении.
Очевидно, мнение асессора — субъективно, и не позволяет полностью понять ошибки, поэтому для тестирования следует подключать от 10 асессоров, задав им, например, 5-20 вопросов, одинаковых для каждого асессора, например: «Что вас раздражает в сайте», «Выполните заказ товара на сайте», «Как быстро вы нашли нужный товар» и т.д.
Асессорам нельзя задавать вопросы наподобие «какая система навигации по сайту вам больше нравится «эта» или «вот эта». Если важно узнать что лучше — выполните юзабилити-тестирование, пригласите специалиста, который оценит, как именно пользователь взаимодействует с этой системой навигации.
Какие результаты ожидать от асессора:
— Эстетические предпочтения пользователей, функциональные потребности, что ожидает получить от сайта;
— Как пользователи выполняет ту или иную задачу, взаимодействуют с функционалом сайта;
— Цветовые предпочтения, сравнение с сайтом-конкурентом.
Получив субъективные мнения 25 пользователей, касательно какого-то элемента на сайте, уже получаем данные для статистики, на основании которой реально найти и проанализировать ошибку.
Но есть один нюанс: найти ошибку — дело нехитрое, а вот понять, как именно ее исправить, и не допустить в дальнейшем — сложнее. Асессор не может предложить эффективное решение проблемы.
Проблему наверняка не сможет решить и дизайнер, который попросту предложит новое визуальное оформление элемента, основываясь на своем предыдущем опыте разработки таких элементов. Скорее всего, проблема останется, а тратить бюджет еще на 10 асессоров уже не особо хочется.
Имея в распоряжении мнения асессоров, стоит подключить опытного юзабилити-специалиста, который сможет диагностировать ошибку, выявить закономерность и предложить верное решение проблемы.
Юзабилити-специалист сможет сделать вывод, действительно ли дизайн сайта будет удобен, тогда как асессоры только дадут понять, чего хотят получить пользователи.
Большинство людей не могут четко выражать свои эмоции по поводу чего-либо. Им сайт или нравится, или нет. То, что скажут асессоры в своих отчетах, вовсе не значит, что так будет с другими пользователями. Асессоры могут только подсказать то, что клиенты, возможно, подумают о вашем сайте, что они будут делать, зайдя на сайт впервые.
Вы можете не только узнать мнения пользователей о Вашем сайте, но и сравнить его с конкурентами.
АB Юзабилити аудит сайта
AB Юзабилити аудит сайта по вопросам Александра Митника
AB Юзабилити коммерческих сайтов от Елены Камской
Юзабилити коммерческих сайтов от Елены Камской
Юзабилити аудит сайта
Произвольное юзабилити аудит сайта
Для более полного анализа рекомендуем наш проект Vtest.ru, который призван поднять уровень удобства пользователей на сайтах наших клиентов. Заказчик получает полноценный отчет, над которым работает целая команда всего за 5 дней. Мы разработали 4 разных типа отчетов, различающихся по объему и ценам. С более подробной информацией можно ознакомиться на самом сайте.
by Mr. Роман Морозов and & Ms. Наталья Чердак